Леонов В.П.

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА
(ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

Проблемы библиотечной науки v библиотековедения (БВ) v рассматриваются в академической среде эпизодически и, с точки зрения фундаментальной науки, основательно еще не обсуждались.
        Современное библиотековедение во многом является результатом совместной научной деятельности представителей вузовской науки и крупных библиотечных центров Москвы и Санкт-Петербурга. В этой связи можно назвать таких известных ученых-библиотековедов, как Ю. Григорьев, З. Амбарцумян, Г. Фирсов, Б. Эйдельман, В. Сахаров, К. Абрамов, З. Ривлин, Н. Карташов, Б. Каневский, О. Чубарьян, А. Моисеева, Н. Тюлина, Т. Каратыгина, А. Ванеев, В. Крейденко, Ю. Столяров, В. Скворцов.
        Существующая концепция БВ, которую я называю функциональной, или сервисной, начала формироваться в 20-е гг. и в целостном виде представлена в новом учебнике Н.С. Карташова и В.В. Скворцова, изданном МГУК. LБиблиотековедение, v утверждают московские авторы, v это многофункциональная наука, воздействующая прежде всего на библиотечное дело, а через него на общество, это система научных знаний, способных стать одной из производительных сил общества¦. Основу библиотечного дела образует триада: информация в виде публикаций, читатель и библиотека. Поэтому главная задача библиотековедения видится в обобщении результатов развития библиотечного дела как части культурно-просве-тительной и научно-информационной деятельности, удовлетворяющей потребности населения в произведениях печати и других документах посредством библиотек. При таком подходе к изучению библиотечного дела отчетливо просматривается прикладная направленность научных исследований, фрагментарность разработки вопросов управления и прогнозирования, использование преимущественно эмпирических методов исследования, сложность сопоставления полученных данных с таковыми в других условиях, отрыв от библиографии и от мирового библиотечного опыта.
        Для того чтобы БВ стало объектом фундаментальной науки, надо изучать его не методом мониторинга, наблюдая и фиксируя изменения, а сконцентрировать усилия на познании сущности библиотечных процессов и явлений, их природы, свойств и особенностей протекания. Библиотечные процессы, как и библиографические, представляют собой разновидность социальных процессов. Они универсальны, имеют место не только в конкретной библиотеке, но и в библиографических службах, которые не являются библиотечными учреждениями, а также в архивах, музеях, системе книжного дела и книжной торговли. Они носят устойчивый и непрерывный характер, а их познание создает предпосылки для прогнозирования дальнейшего развития.
        Главным объектом библиотековедения, таким образом, становится не библиотечное дело и не библиотека как социальный институт, что само по себе важно, а библиотечный процесс в системе документальных коммуникаций. Под библиотечным процессом понимается последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития, например, формирования фондов, библиографирования, обслуживания, поиска и т.д.
        В библиотечно-библиографической деятельности выделяется четыре типа процессов:
    1) формирование фондов;
    2) библиографирование;
    3) библиотечно-библиографическое обслуживание;
    4) сохранение фондов и сооружений.
        Каждый из процессов имеет свою структуру, включающую следующие характеристики:
    а) предметно-содержательные (т.е. специфические, сущностные только для данного процесса);
    б) продолжительность процесса;
    в) место и его протекание;
    г) среда, в которой реализуется процесс.
        Представленная структура иллюстрирует принцип, на основании которого можно вести поиск методических приемов описания процессов.
        Как мыслится создание фундаментальной библиотечной науки? Суть предлагаемого подхода состоит в том, что должна существовать единая наука о библиотечном деле, в основу которой была бы положена социологическая теория. Еще в 70-е гг. Дж. Шира, американский библиотековед и автор книги LСоциологические основы библиотечного дела¦, писал, что L- фундаментальная библиотечная проблема v взаимосвязь между печатным словом и человеческим существом v представляет наименее изученное явление из всех форм человеческого поведения¦. LБиблиотеки удовлетворяли потребности человечества в передаче мысли, идеи и утверждений от одного поколения другому. Как все это происходило, остается тайной¦. Чтобы приблизиться к разгадке этой тайны, помимо проблематики библиотечных процессов, необходимо изучать личность как библиотекаря, так и читателя. Таким образом, в социальном плане центральной проблемой библиотековедения становится человек, точнее взаимодействие библиотекаря и читателя, человека и общества в системе документальных коммуникаций.
        Построение фундаментальной библиотечной науки есть дело будущего, притом не самого близкого. Если говорить о БВ как о науке в строгом смысле этого слова, то следует научиться оперировать огромным количеством исторических, социологических, лингвистических, логических, математических и др. факторов. Тогда можно будет сделать обоснованное обобщение и построить долгосрочные прогнозы. Сегодня время для такого понимания БВ еще не пришло.
        Оптимальный вариант создания условий для успешной разработки фундаментальных проблем БВ предполагает организацию специального библиотечного отделения в системе РАН или включения библиотечно-библиографической проблематики в уже существующие отделения, например, информатики или литературы и языка.

Hosted by uCoz